Индивидуальные или групповые занятия?

1 пост - "А мы не так решаем в школе…" - https://new.pikabu.ru/story/a_myi_ne_tak_reshaem_v_shkole_57...

2 пост - "Низкая подготовка детей по геометрии" - https://new.pikabu.ru/story/nizkaya_podgotovka_detey_po_geom...


Нарвусь на минусы или нет, я не знаю. Но это мой опыт и мои рассуждения. Интересно почитать будет ваши.


Уже не первый год я обучаю детей математике, устраняю пробелы, готовлю к итоговым экзаменам. Результаты имеются и неплохие. Недавно предо мной встал вопрос: оставаться индивидуальным репетиром или подключать мини-группы. Решила провести эксперимент, и была им удовлетворена. Занятия в мини-группе дает свои результаты, зачастую даже лучше индивидуальных занятий.


К репетитору обращаются обычно те, кто хочет заниматься индивидуально — один на один. Реже бывают занятия в мини-группах — два, максимум три ученика. Родители же практически всегда настаивают именно на занятиях тет-а-тет, не понимая преимуществ мини-групп, опасаясь, что ученик не получит должного индивидуального подхода. Мой опыт пока что показывает обратное.


Ко мне на обучение попадают разные дети, зачастую, конечно, слабые и неуверенные в своих силах. На них я и провела так называемый «эксперимент». В первую очередь объединила ученика А, со слабыми способностями к математике и ученика Б, с сильнейшей неуверенностью в себе. Результат не заставил себя ждать. Ученик Б стеснительный по своей натуре, а ученик А - общительный. В итоге ученик А задавал много вопросов, много комментировал и видел благодарность в глазах ученика Б. Т.к. ученик Б банально стесняется. А так все вопросы заданы и ответы получены.

В результате ученик Б больше узнал, т.к. было больше вопросов задано на уроке, а ученик А перестал считать что он ни на что не способен видя поддержку ученика Б. Вывод очевиден для меня: детям в паре комфортно, они говорят на равных, чего со мной никогда не будет априори. Я считаю целесообразно учеников, что дополняют друг друга, объединять.


Во-первых, программа она всегда программа. Да, кто-то обгоняет, кто-то отстает, но список тем в общих чертах одинаков, а большинство проблем и ошибок у детей типичны.

Во-вторых, обучение в мини-группах «психологически» выгодно. В занятиях тет-а-тет всегда будут отношения «учитель-ученик». В группах дети раскрепощаются, перестают стесняться. Всегда легче сказать ответ товарищу, чем педагогу. А я, как педагог, незаметно слушаю и наблюдаю.

Это невероятно захватывает, слушать что и как объясняет своему товарищу ученик.


Тем более часто ребенок, имея школьный опыт «лучше промолчать, чем ответить неправильно» очень и очень долго отвечает на поставленный вопрос, если и вообще дает ответ. Он банально боится. И, конечно, стоит быть хорошим психологом, чтобы хоть немного минимизировать этот страх. И этим тоже я занимаюсь, и даже выходит. Но это драгоценное время! Дать ответ равному тебе ученику психологически проще. Дети, чтобы ни было, говорят на «своем языке». И любую тему, что хоть трижды умный педагог расскажет, ребенок усвоит лучше, если ее же ему преподнесет равный ему.

И конечно хотелось бы отметить, что на моих занятиях мы, разумеется, комбинируем групповую работу и индивидуальную, работа репетитора обязательно должна строиться с учётом индивидуальных особенностей обучаемых.


Конечно, не всех я обучаю "под одну гребенку". У меня многие остались индивидуальными. Некоторых я пересаживала к разным парам раза три, пока не нашла того единственного с кем ребенок сработался. С этого года купила доску, большой стол у окна - для учебы созданы все условия. Я всегда работаю на результат и мои дети меня на разочаровывают. Это я сразу для тех, кто скажет, что я просто ленюсь :)


Если подобное интересно читать, то я продолжу писать о своей "внутренней репетиторской кухне".

2
Автор поста оценил этот комментарий
Безусловно красиво написано и пусть даже правда. Остаётся найти минигруппу, чтобы у всех все совпало: время, финансы, общая тема.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я только за. Вспоминая свою подготовку в институт, теплая обстановка у репетитора в мини-группе и , результат, мы уже лет 25 дружим.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Вы очень разумно пишете, но я своих побаиваюсь объединять. Один раз был опыт, когда приходили изначально с запросом заниматься парой -- два брата, уровень один, но старший все усваивал с фантастической скоростью, а младший был столь же уникальным "тормозом". А если учесть, что младший еще и регулярно прогуливал и ДЗ не доделывал... Продержалась я, кажется, занятия три-четыре. Я в основном работаю со старшеклассниками, у которых часто комплексы на тему того, что "все нормальные люди еще в первом классе это знают, один я такой тупой". Я боюсь, что наличие соседа, с которым невольно себя сравниваешь, в этом случае превратит обучение в страх "только бы мне не оказаться тупее".

раскрыть ветку