Disklaimer: всё, что написано в этом посте касается конкретного периода моего пребывания в конкретном лагере. Где-то, безусловно, по другому.
Расскажу теперь чем же я занимался в лагере два с половиной года.
По началу я стал баландёром, то есть я раскладывал в столовой баланду по тарелкам. В том лагере было заведено так - все рассаживались по столам и проходит баландёр с огромной кастрюлей и разливает первое и потом раскидывает второе.
С одной стороны, это, конечно, сильно заёбывает - мужиков надо ходить кормить три раза в день, семь дней в неделю и так до конца срока. Пока не придёт кто-то новый, который сможет тебя заменить. Плюс ещё надо носить камазы тем, кто не ходит с столовую. Иногда это прям дохера всего. Плюс эта ненавистная селёдка, которую надо раздавать руками из бочек, пока она не кончится.
С другой стороны, эта канитель только на время приёма пищи - всё остальное время ты можешь делать, что хочешь.
Я, в обычное время, достаточно общительный человек, и в то же время я домосед. И не люблю заводить новые знакомства. В лагере я вообще окуклился, насколько это возможно, живя в одном помещении с сотней человек. Тоесть зеки ходят друг другу в гости всё время - попиздеть, чифирнуть, узнать как дела на воле. А я сидел у себя в проходняке, спал, читал книги. Читал очень много, я и дома любил читать, но здесь, как говорится, сам бог велел. Прошерстил всю местную библиотеку, особенно заходили военные мемуары, советская фантастика и приключения. Особо хочу отметить аннотации в этих книгах - на 2-3 страницах широко описывается автор, его взгляд на жизнь, описание и разбор произведения. Это очень круто, сразу понятно надо ли оно тебе вообще. В каждую передачу я просил, чтобы мне дожили свежие местные газеты и журналы - журналы и глянец бывал, в основном всякие Загадки истории или что-то похожее. Зеки вообще много читают, просто потому что это единственный способ отвлечься от окружающего и чем-то заполнить бесконечные дни. В лагере процветала также религиозная литература - всякие Жития святых. А ещё много книг Ошо и всякие Транферинги реальности - от скуки некоторых тянет в эзотерику. Но, на самом деле, истово верующих, таких, которые ходили бы в часовню постоянно, было совсем не много. На молитву там собралось человек 10 - 15. Хотя кресты и купола на тушках много у кого есть) Но это больше дань традиции. Типа, мы православные. А купола, кстати - это года отсидки. Маленькие - года, большие - пятилетия.
Расскажу о татуировках. Как таковая, исконная тюремная татуировка уже отмирает. Обозначать себя сейчас эполетами, куполами и звёздами на коленях просто стало опасно. То есть это, как-бы признание себя частью преступного мира, и обозначение занимаемого в нём положения. А за такое сейчас сажают. В последнее время вообще очень сильно власти взялись за уничтожение высшей преступной среды. Их постепенно выдавливают - одних, под угрозой серьёзного наказания, заставляют отречься, а другим, несговорчивым, выписывают по 10-15 лет особого режима. Это практически приговор.
Но, тем не менее, есть арестантские татуировки, по которым человека легко определить. Как правило, с такими ходят пересидки или конченные АУЕ. Это перстни на пальцах, те же храмы с куполами или иконы, при чём, как правило, на всю спину. Ещё бывают кандалы на щиколотках или запястьях. Всякие пауки или паучьи сети - это символ воровского мира. Без числа всяких идиотских надписей, типа "Прости сына за слезы матери". У нас в лагере ещё было модно колоть доспехи, то есть прямо кольчуги, наплечники и в том же духе. Некоторые все прям покрывались - от пояса до шеи. Кольщик в тюрьме вообще уважаемое занятие, но не благодарное, потому что расчитывались за работу кто чем мог - кто победнее, тот чаем и сигаретами, кто побогаче, тот травой и самогоном. И колоть приходится много и всякую херню в основном - фантазия у зеков бедная, а толковых эскизов взять негде. При этом у кольщика может быть вполне профессиональная машинка. С красками сложнее, как правило это или гелевая ручка или жжёнка.
Практически всегда идиотские АУЕ татуировки - это ошибки молодости. Малолетки набьют себе партаков, чтобы выглядеть как взрослые, кажущиеся им крутыми, зеки. Поэтому нередко даже обиженные с блатными татухами. В целом всем похеру, но звезды или эполеты их заставляют удалять. Любым способом.
Чифир. Я вообще не понимаю этой неистовой любви зеков чифирить. Они вообще считают его очень полезным. Это традиция идёт с глубоких времён, когда у зека действительно ничего не было и горячий чифир был единственной возможностью согреться и взбодриться где-то на лесоповал или стройке коммунизма. У современных зеков чая в избытке, да и другие ништяки можно добыть. Тем не менее это такая традиция - собираться вместе и пить крепко завареный чай, обязательно кипяток. Заваривают реально полпачки чая на кружку, подливая по немногу кипяток, и пускают кружку по кругу, заедая "грохотульками" - это дешманские леденцы. Вкус - пиздец просто, выглядит как резина, кипяток обжигает. Кароче, адское пойло. Говорят, что от него есть какой-то опьяняющий эффект - ну хуй знает, я пробовал несколько раз, кроме желания проблеваться ничего не ощутил. Кстати от него пеоеодически блюют - это повод поржать над слабаком. Всё мои попытки объяснить, что чай в такой концентрации - это по сути яд, сжигающий пищевод и унистожаюжий микрофлору, ни к чему не приводили. Может, отчасти, и из-за чифир зеки так выглядят часто - высохшими и изможденными.
Сало - это ещё одна гастрономическая любовь арестантов. Как бы да и что такого - ну любят люди сало? Но дело в том, что его считают лекарством от всех болезней - от простуды до гепатита. То есть человек, во вред себе, не пойдёт в санчасть, а будет лежать на шконке и поедать сало. Пиздец.
В общем, около года я так и жил - кормил мужиков, валялся на шконке, баня/прачка, иногда санчасть. Несколько раз вызывали к психологу - дежурные опросы и тесты. В целом администрация не обращала на меня никакого внимания.
Наш начальник отряда был пидорас. Нет, не гей. Капитан ФСИН. При мне майора получил. Мы с ним живём в одном городе и пересекается случайно несколько раз в год и каждый раз, когда я его вижу у меня горит пердак просто. Поясню, во-первых он никогда не ходил в отряд. Он мог появится только в случае какой-то проверки или грандиозного шмона. Соответственно, его вообще не интересовало, что в бараке происходит и как люди живут. Но это бы хуй с ним. Он был продажный насквозь, за любую хуйню, которую он должен делать просто так он требовал подарков или прямо денег. При этом гарантировать исполнения он не мог. В целом мразь, ему даже погоняло зеки дали какие-то ублюдское, я уже не помню, но что-то типа "титя". С меня он требовал кресло в кабинет, за то, что он организует длительное свидание с моей девушкой. При этом качество и стоимость не оговаривались. Я согласился, поскольку за четыре месяца только видел её через стекло два раза. Денег на кожаное кресло у неё не нашлось, взяла какое-то недорогое. Этот гандон явно был недоволен. И в назначенный срок она приехала, с полными сумками и её не пустили - нет в списках. Слез было пиздец, долго её успокаивал.
В один день ко мне пришёл завхоз и говорит - такое дело, у нашего смотряги шнырь освобождается, надо его кем-то заменить. Ты подходишь - косяков перед людьми у тебя нет, с ментами не общаешся, с едой тебе можно дело иметь. Что думаешь? Я, честно говоря, крепко задумался. С одной стороны - это дохера делов. С другой - стопроцентная крыша. Да и отказывать такому человеку стрёмно. И я согласился. С этих пор и до освобождения я шнырил для смотряги. Сначала для одного, потом его перевели на другой барак, и потом для другого.
Постараюсь быть правдивым и объективным. По сути, это как слуга - надо обеспечивать бытовую жизнь человека. Ничего унизительного делать не надо - убирать за ним говно или стирать носки мне не приходилось. Мне хочется думать, что это скорее ближе к роли адьютанта. Обеспечивать стирку и глажку вещей, чужими руками. Принеси-отнеси. Через некоторое время я начал варить блатным еду и тогда всё опять поменялось - забот стало больше, и выхлоп больше. Я сам брал для себя продукты от их стола. Иногда и самому приходилось искать по лагерю лук\морковку на зажарку. Или картошку, или макароны. Зато я, в тридцать четыре года, научился нормально готовить - и суп, и плов, и блины и много ещё всякого. Как-то раз даже огромного сазана пришлось разделывать и готовить.
Были ли мне стрёмно от этого? По началу да, казалось это очень унизительно. Хотя дядька был старше меня, мы с ним нашли общий язык. Конечно, особо не разобщаешся - всё таки я красный, перед коллегами неудобно. Но я был, всё-таки не такой как все - красными обычно становились люди у которых какие-то проблемы и косяки перед людьми, то есть их просто выкидывал и из достойных арестантов в козлы. А я же был по своей воле.
Кстати, была ли эта тактика успешна? Да, могу сказать, что в моём случае это было верное решение. Поскольку срок у меня был небольшой и я хотел его ещё максимально сократить, то есть я работал на УДО.
Бытует мнение, что УДО - это что-то такое автоматическое, пришёл срок и иди домой. На самом деле это не так. Решение об назначении УДО выносит администрация колонии. И для того, чтобы оно было положительным надо на самом деле постараться. Во-первых, не должно быть никаких взыскании и ШИЗО, либо они должны быть погашены. Во-вторых, крайне желательно быть трудоустроенным в лагере. Года через полтора отрядник у нас сменился на более вменяемого и я смог договорится, чтобы меня поставили на какую-то номинальную должность в бараке - не помню уже, но какая-то такая есть. При этом я ещё зарабатывал все плюсики, что мог - женился, пока отбывал срок, пошёл учиться в шарагу на швею, добыл бумагу с воли от потенциального работодателя о согласии взять меня на работу. И прошёл с первого раза. В том числе, я уверен, что сыграло роль, что я был красным - к ним более лояльное отношение. Та же должность в бараке ни мужикам ни блатным не светила. При меня множество раз людям отказывались, они подавали из года в год - и каждый раз отказ. Скоро выходит один знакомый - отсидел 10 лет, каждый год подавал. И ещё, право на УДО при тяжком преступлении - через отбытие половины срока, при особотяжком - через три четверти.
Такие дела. По большей части о тюрьме я закончил. Но несколько постов ещё думаю наваять.
Всем спасибо за внимание. Надеюсь кому-то будет интересно.