Серия «Договор в деталях»

Сделали работу и ещё заплатили заказчику: про случай из практики

Однажды исполнитель сделал проектные работы для заказчика, а потом получил иск в суд. Рассказываю, что из этого вышло.

Исполнитель получил от Заказчика аванс (скажем, 300 тысяч), добросовестно сделал проект здания, который нужен был Заказчику.

Файл проекта отправил по электронной почте — ведь там сохраняется история переписки.

Акты сдачи работ Исполнитель подписывать не стал — всё строилось на доверии.

Но Заказчик получил проект и не выплатил остаток денег по заказу (скажет, 500 тысяч), а вместо этого пошёл в суд.

Исполнитель очень возмутился: ведь он уже сделала всю работу, которая заняла у него полгода. Заказчик её принял и даже получил разрешение на строительство на основе проекта, который сделал Исполнитель.

В суде Заказчик сказал, что Исполнитель ничего ему не передавал, а то, что передавал, было с ошибками и вообще не то.

Суд спросил у Исполнителя, где акты сдачи работ.
Актов не было.

В процессе возникла тягостная пауза, судья стал смотреть договор.

А в договоре чётко написано: результат работ фиксируется Актом, который Исполнитель должен прислать Заказчику. Но исполнитель акы не отправлял.

Судья покрутил дело и так, и эдак, и постановил взыскать с Исполнителя аванс в 300 тысяч.

Почему так?
Исполнитель не смог доказать, что сдал работы качественно и в срок.

Когда в договоре чётко прописано, что нужны акты, значит, они нужны. Порой даже крутой юрист не может ничего сделать с их отсутствием.

Тот суд мы проиграли — а всего-то нужно было отправить стандартный акт Заказчику хотя бы по электронной почте.

Такая вот история)

Показать полностью

Какой договор делать маркетологу с клиентами (по мотивам консультаций)

Сегодня про исполнителей на стороне маркетинга, SMM, таргетологов, которые задумались о том, что пора бы работать по договору, а не по голосовым из мессенджера.

«Договор нужен большой? Я ж не юрист, как там всё это составить?»

Конечно, коротким шаблоном отделаться не выйдет, но и вы ведь в своей работе всегда подстраиваетесь под бизнес клиента.

Что писать в договоре:

Обязательно сделайте раздел «Понятия и определения». В законах нет слов «маркетинговая стратегия», «таргет» и подобных заимствований. Поэтому нужно записать, что именно значат эти термины в вашем случае. Можно скопировать из онлайн словаря, если подойдёт.

В разделе «Предмет договора» опишите услуги, за которые клиент вам платит. Можно скопировать с вашего сайта или коммерческого предложения.

Можно вынести услуги в отдельное ТЗ-приложение и расписать их там. Рекомендую писать в %, сколько от общей суммы стоит конкретная услуга. Это на случай, если клиент потребует вернуть деньги до окончания договора - можно будет рассчитать, сколько именно услуг уже оказано и оплачено, а сколько услуг не успели оказать (за них нужно вернуть оплату).

В разделе «Ответственность» напишите ̶в̶с̶ё̶,̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶д̶у̶м̶а̶е̶т̶е̶ ̶о̶ ̶к̶л̶и̶е̶н̶т̶е̶ что если клиент вовремя не оплатит, вы прекратите работу.

Можно расписать пени за просрочку оплату, указать, как будете возвращать деньги, если что-то пойдёт не так

Подсказываю лайфхак: можно написать сумму, которая будет считаться вашими расходами, и возвращать её не нужно.

Нужно ли писать в договор все аккаунты заказчика со ссылками?

Обязательно!
Ведь часть работы маркетолога/SMM ведётся в аккаунтах заказчика. И чтобы доказать, что вы всё честно сделали, вы будете присылать статистику, скриншоты и данные именно по этим аккаунтам.

Показать полностью

Договор с таргетологом: что учесть, чтобы не слить деньги

Сегодня про заказчика таргета — как защититься от того, чтобы спец не навешал лапши и не настроил рекламу абы как

Для начала, вам нужен будет блок «Основные понятия». Потому что в законе нет чётких терминов из маркетинга, нужно яндексить или писать своими словами, что именно у вас используется.

Если этого не написать, то утонете в непонятных терминах. Исполнитель каждый раз будет сообщать новую причину, почему реклама не работает, как надо, вы будете нервничать и платить ему за то, что не работает.

Как будете оценивать результат

Речь про KPI, или ключевые показатели для таргетолога.

Например, поставите ему задачу привести 20 заявок не дороже 1000 рублей за месяц. Прошло 30 дней, смотрите — выполнил или нет, или выполнил наполовину (заявки были, но дороже).

Если не выполнил, что тогда?
Об этом тоже нужно написать в договоре.

Варианты:

  • стоимость услуг таргетолога будет ниже

  • штраф

  • компенсирует стоимость заявки выше той, что вы оговаривали.

Как прописать KPI и сроки?

В подробном ТЗ в приложении к договору, и только так.

Почему я не советую согласовывать KPI в переписке: когда в процессе что-то пойдёт не так, а оно скорее всего пойдёт — это динамический рынок, — исполнитель может начать тянуть резину и говорить, что
какие-то там ставки повысились и креатив не выигрывает аукцион (что-то на тергетинском).

Понимаете, да? Нет подписей на бумаге — нет чёткого KPI, а значит, придётся платить даже за заявки по 4000 р. как за качественную работу

Как определить, что услуга оказана, ведь это всё в интернетах и не видно.

Проверенный способ — подписывать акты сдачи-приёмки услуг. В акте прописать, что конкретно сделано, сколько стоили заявки/подписчики, сколько денег потрачено.

Ваша подпись на акте как заказчика будет означать, что вы без претензий к спецу. Есть претензии — пишите письменно, с чем не согласны, чтобы потом вам не предъявили иск.

Сколько денег таргетолог вернёт, если откажетесь от его услуг

Оставьте себе возможность отказаться от услуг, если спец не устроит, чтобы он вернул часть денег, которые не отработал.

Нужно будет оплатить ту работу, что он уже сделал, но качественно — то есть то, что вы приняли по акту.

Как правильно принимать работы

В договоре заранее прописать нормальный срок, за который вы оцените отчёт таргетолога.

Дня 4 хотя бы, а лучше 5-6, чтобы успеть написать грамотно о том, что не устраивает — на это тоже нужно время.

Напишите, кто будет платить многотысячный штраф за украденные картинки и видео

Кто эту картинку нашёл — тот и должен платить. Если вы такую дали — штраф на вас, если исполнитель скачал её и пристроил в объявление, пусть платит сам.

Кто платит много денег за нарушение в рекламе, если оштрафует ФАС

Все креативы таргетолог должен согласовывать с вами. Их нужно проверять, чтобы не нарушали закон о рекламе. И про это всё написать в договоре.

Таргетолог выложил креатив без согласования — этот банкет за его счёт.

Ну и последнее.
Тоже моё любимое, потому что обычно никто этот пункт не читает, а он несёт большой сюрприз.

В каком суде будет спор, если до этого дойдёт. Потому что кататься в город исполнителя дороже и дольше, чем в свой — тут очевидно.

Показать полностью

Три условия договора подряда, которые грозят подрядчику штрафами

Самый простой способ найти опасные условия договора подряда – открыть раздел договора об ответственности подрядчика.
Что там искать?

Неустойка за срыв промежуточных сроков

Бывает, что подрядчик начинает работу позже, чем договаривались, и не всегда это его вина.

Как заказчик может затянуть начало работ:

  • не оформил вовремя допуски;

  • не передал строительную площадку;

  • не предоставил нужные документы по объекту и работам;

  • долго согласовывает документы.

Как избежать
Чтобы отбиться от штрафов, которые заказчик может предъявить за затягивание промежуточных сроков, письменно делайте следующее:

  • фиксируйте каждое нарушение заказчика;

  • в ответе на претензию сошлитесь на то, что заказчик обязан оказывать вам содействие (ст. 718 ГК РФ);

  • ссылайтесь на форс-мажор, когда это возможно (ст. 401 ГК РФ).

Например, нельзя вести работы с помощью строительной техники и кранов в день, когда МЧС оповестило о штормовом предупреждении – составьте акт о приостановке работ в этот день и направьте копию заказчику.

Если есть условие о передаче технической документации по договору подряда

Как избежать
Если исполнителю вовремя не передали какие-то документы по объекту, но уже требуют приступить к работам, вам нужно зафиксировать в акте приёмки-передачи документации, что именно вам передали. Тогда заказчик не сможет требовать неустойку, когда вы укажете ему на то, что он сам передал не все документы.

Пример из практики
Заказчик вовремя не передал откорректированные документы по работам. Исполнитель уведомил его о том, что выполнять работы дальше невозможно. Суд освободил подрядчика от неустойки на основании п. 3 ст. 405 и п. 1 ст. 406 ГК РФ (Постановление Пятнадцатого ААС от 12.01. 2021 № 15АП-16014/2021 по делу № А53-9022/2021).

Если стоит запрет привлекать субподрядчиков без согласования с заказчиком

Обычно такое правило устанавливает генподрядчик, чтобы не привлекали нелегалов и не пришлось платить за это штраф. Это замедляет работы из-за согласований мастеров по отдельным видам работ с генподрядчиком.

Как избежать
Подрядчику нужно заранее направить список кандидатур мастеров по договору.

Показать полностью

Как юристы не договаривают, отправляя всех в суд

Сейчас будет по больному.

Реальная ситуация: в небольшой компании недовольный заказчик захотел вернуть деньги за услуги, написал жалобу в службу поддержки.

Компания обратилась к юристу с вопросом — как можно договориться и уладить вопрос. На что юрист им ответил: «Ерунда, заказчик сам передумал, а у вас на сайте написано, что аванс не возвращается. Пусть идёт куда хочет, хоть в суд».

И заказчик пошёл. Написал заявление в суд, назначили заседание. Компания наняла юриста. Процесс шёл полгода, потратила 160 000 на юр.услуги, суд проиграла.

Вроде бы всё нормально в этом кейсе, да?
Только вот есть один момент.

Юрист мог помочь сторонам уладить дело миром ещё после первой жалобы заказчика. Он видел всю ситуацию. Всё, что нужно было сделать — донести до собственника компании, что они накосячили, что заказчик прав. Предложить вернуть ему деньги, которые он заплатил, и разойтись.
Так было бы по-человечески.

Но тогда юрист заработал бы 5 000 за свою консультацию (час работы), и всё. А так он получил 160 000 за суд, которого можно было избежать.

Вот так юристы недоговаривают, чтобы заработать побольше. Теперь вы знаете, раскрыла вам фишку, которой пользуются очень даже многие.

Ищите того, кто будет стоять за вас с самого начала, искать варианты решения конфликта. Суд — это всегда долго и дорого, причем даже после выигрыша деньги можно ждать годами.

Работаю по предоплате, договор не нужен: как могут «кошмарить» исполнителя

Казалось бы, берёшь предоплату и работаешь нормально, зачем договор. Но бывают случаи, когда заказчик требует вернуть предоплату и угрожает судом и налоговой.

Как подготовиться к этой ситуации, как себя вести — поговорим сегодня.

Потому что бывает так:

  • Заказчик заплатил аванс, поставил задачу.

  • В процессе выясняется, что результат ему не нравится. Начинает «есть мозг».

  • Исполнитель предлагает вернуть деньги и разойтись. Заказчик: «А кто мне потраченное время вернёт? Доделывай!»

  • Исполнитель переделывает, заказчику опять не нравится. Тут он начинает просить назад аванс.

  • Исполнитель, затратив время и ресурсы, аванс не отдаёт.

  • Заказчик начинает его запугивать, грозить судом: «Ты украл эти деньги, а работу не сделал! И от налогов уходишь».

Как исполнителю защититься от такой ситуации:

Даже когда работаете без договора, приучите себя писать основные договорённости в переписке, даже после телефонного разговора.

На что договорились:

  • какая оплата, какой объём работ (сколько вариантов делать и т.п.).

  • Присылайте фото результат работ, чтобы сохранились в переписке.

Ну и чтобы пойти в суд, заказчику как минимум нужно заплатить госпошлину, подготовить исковое заявление и доказательства. Это может быть невыгодно, когда вопрос стоит о небольших суммах.

А лучше, конечно, иметь хотя бы простенький договор на пару страниц или оферту у себя на сайте/в профиле соцсетей.

Эту ошибку совершают 90% онлайн-проектов (про доступ к материалам)

Часто вижу, что продавцы онлайн-курсов пишут на сайте и в оферте о том, что после оплаты ученик приобретёт доступ к материалам навсегда.
Это большая ошибка, за которую они могу заплатить штрафами и выплатой компенсации.

Сейчас расскажу, почему.

Всё дело в этой формулировке — «доступ навсегда», «вечный доступ», «бессрочный доступ».

Вечность — довольно объёмное понятие, которое требуется уточнить)

Скажем, продавец этого курса ушёл на заслуженную пенсию через 12 лет. Перестал заниматься распространением курса. А в оферте наобещал доступ к материалам навсегда. Получается, он обманул доверившихся ему покупателей, когда решил перестать оплачивать сервера для хранения этих самых доступов.

Или, скажем, закончились деньги на сервис, где хранятся доступы, а новой прибыли нет — оплачивать не из чего. Тогда продавец хоть и не по своему решению, но нарушает свою же оферту, потому что доступ у покупателей пропадёт. А есть ведь ещё истории с санкциями и закрытием некоторых сервисов на определённых территориях.
Ну, вы поняли: я к тому, что всё в нашей жизни переменчиво, и не стоит обещать того, что вы не сможете на 100% выполнить.

Обещать покупателям материалов доступ навсегда — обманывать себя и их, брать на себя задачу, которая юридически невыполнима. Рано или поздно этот доступ прекратится, а у покупателя не появится право подать на вас в суд.

А ведь может найтись кто-то, купивший материалы в 2024, и в 2034 пойти судиться ради принципа, потому что не сможет вернуться к пройденному 10 лет назад блоку курса про копирайтинг.

Законно ли ограничивать доступ к материалам, которые продают?
Скажем, месяц или два, после которых доступ к базе знаний закрывается. Это законно? Не обманывают ли покупателя?

Ответ: нет, если об этом чётко и понятно указано на сайте, в оферте, при оплате. Это нормальная практика и разумные обязательства, которые берёт на себя продавец материалов — какой-то измеримый срок, в течение которого доступ точно будет. Ну, а если покупатель не успел, есть шанс решить вопрос продления в частном порядке.

Так что, в посте есть готовый лайфхак для тех, кто готов ждать, когда вечный доступ закроют, чтобы отсудить денежек.

Показать полностью

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Как защитить аккаунт в соцсети, который ведёт сотрудник

Пост для тех, кто делегирует ведение аккаунта в соцсети помощнику или SMM-щику.

Логин и пароль от аккаунта — конфиденциальная информация, которую специалист не должен разглашать. Как юридически защитить эти данные от передачи другим лицам?

Первым на ум приходит вариант подписать с ним «Соглашение о конфиденциальности» (ещё называют NDA).
Но оно не будет работать. Почему, что с ним не так?

Самая первая причина — потому, что в организации нет режима коммерческой тайны.

Что это?
Когда есть куча бумаг о том, что у юрлица/ИП есть секретная информация, которую нельзя разглашать. Конкретно написано, что это за информация:

  • клиентская база, база поставщиков

  • рекламные кампании и всё, что с ними связано

  • маркетинговый бюджет

  • объёмы производства

  • объёмы закупок у поставщиков, цены и всё, что с этим связано

  • размер прибыли, рентабельности и тп

  • технологии производства/коды программ/технические решения

  • контент-стратегия ведения аккаунта в соцсетях

  • логины, пароли, коды доступов на площадки аналитики и в аккаунты сервисов

  • многое другое похожее.

Итак, у юрлица должны быть приказы, которыми установлен режим ком.тайны.
Плюс большой длинный свод правил «Положение о ком.тайне». Длинный список, каким людям дают доступ к этим данным.

Но и этого мало.
Нужно фиксировать, кому и когда даётся доступ к секретным данным.

Для этого делают журналы и акты.

  • И вот в одном из таких актов юрлицо напишет: Переданы логин и пароль от аккаунта Пикабу SMM-специалисту Екатерине Сергеевне Луковкиной, 22 июля 2022 года.

  • Подпись Екатерины — она этот пароль получила, с правилами ознакомлена — его нельзя передавать другим лицам.

  • И штраф в правилах написан — сколько денег она заплатит, если перешлёт кому-то эти данные или вообще выложит на своей страничке, обидевшись на низкие премиальные.

Вот только в таком случае «Соглашение о ком.тайне» с SMM будет работать и появится возможность реально защитить секретные данные — логин и пароль аккаунта в соц.сети.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!