Приемы: Симметрия

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Что такое симметрия?

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон
Кадр из фильма «Сияние» (Стэнли Кубрик, 1980)


В общем смысле симметрия предполагает такой способ организации пропорций объекта, при котором соотношение его частей является сбалансированным и гармоничным. Проявления симметрии встречаются повсеместно, например, в природе (от снежинки до строения галактики) или в научном знании (в частности, в математике). С древнейших времен принцип симметрии присутствует в искусстве: он был основой античной скульптуры, архитектуры, живописи Возрождения, прикладных искусств Востока и так далее. Разумеется, симметрию взяли на вооружение и кинематографисты. В кино ее реализуют с помощью такого построения композиции, цветового и светового решения кадра, при котором его части пропорциональны и соразмерны друг другу. При этом способов добиться симметричного кадра существует несколько. Ниже разберем основные.

Виды симметрии в кино


Принято выделять несколько видов композиционной симметрии в кино.


Поступательная симметрия

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»» (Сергей Эйзенштейн, 1925)


Вид симметрии, основанный на формуле «1+1+…»: некий объект или элемент в кадре несколько раз повторяется (возможно, с небольшими вариациями).


Вращательная симметрия

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Большой Лебовски» (Итан и Джоэл Коэн, 1998)


Этот вид симметрии предполагает наличие некого центра, вокруг которого на одинаковом расстоянии сосредоточены схожие визуальные элементы.


Осевая симметрия (или симметрия относительно прямой, или зеркальная симметрия)

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Из машины» (Алекс Гарленд, 2014)


Пожалуй, самый распространенный тип симметрии в кино. В случае осевой симметрии композиция кадра делится на схожие (или одинаковые) равные части по прямой (или по оси симметрии). Прямая может проходить вертикально, горизонтально или по диагонали. Иногда эффекта осевой симметрии достигают с помощью зеркальных поверхностей.

Для чего используется симметрия в кино?


Какого эффекта позволяет добиться симметричная композиция на экране?


Во-первых, это красиво. Звучит, конечно, банально, но это именно так. Симметрию используют испокон веков, потому что она притягательна и приятна глазу. По мнению психологов, причина этого в том, что мозг человека проще воспринимает некую целостную картину, а симметрия — способ создания ощущения этой целостности через повторения, перекличку и взаимосвязь элементов.

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Отель «Гранд Будапешт»» (Уэса Андерсон, 2014)


Симметрия подчеркивает важность героя. Как правило, герой, которого помещают в симметрично выдержанный кадр, имеет особое значение для действия. Через использование симметрии подчеркивается его характер или важность для него данного момента. При этом часто симметрия сочетается с крупным или средним планом, а также разрушением «четвертой стены», когда герой как бы обращается в сторону зрителя.

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Бесподобный мистер Фокс» (Уэс Андерсон, 2009)


Симметрия подчеркивает важность сцены. Прием помогает усилить внимание зрителя, поэтому если необходимо подчеркнуть, что данное событие особенно важно для всей истории, симметричное построение кадра может оказаться подходящим решением. Но именно поэтому большинство авторов предпочитают им не злоупотреблять. Как любой яркий художественный прием, симметрия тем эффектней, чем реже встречается. И наоборот — частое использование приема снижает его значимость. Если только речь не идет о симметрии как основе художественной системы (например, у Уэса Андерсона).

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Любовь, сбивающая с ног» (Пол Томас Андерсон, 2002)


Симметрия подчеркивает пространство. С помощью нее можно эффектно показать пространство действия — обозначить масштаб, передать атмосферу, задать интонацию. Возможно, поэтому симметрию часто используют в заявочных планах.

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)


Симметрия втягивает в действие. Как уже сказано выше, симметрия привлекательна для глаза и акцентирует внимание зрителя, а значит, подталкивает его к тому, чтобы глубже погрузиться в экранное действие. Этим активно пользовался, например, Стэнли Кубрик.

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)


Коммуникация. Симметрия рождается из взаимодействия нескольких элементов, которые вместе образуют нечто целое. Поэтому ее часто используют в сценах, где необходимо показать взаимодействие героев, отразить некую «внутреннюю силу» их единства.

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

адр из фильма «Реквием по мечте» (Даррен Аронофски, 2000)


Беспокойство. Симметрия, конечно, ассоциируется с гармонией и стабильностью, но также способна рождать чувство дискомфорта и беспокойства. По одной из версий психологов это связано с тем, что в природе симметрия хоть и встречается повсеместно, но редко является абсолютной — гармонию создает небольшое, едва уловимое ее нарушение (например, асимметрия лица). А вот абсолютная симметрия пугает. По этой причине она распространена в хоррорах.

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Сияние» (Стэнли Кубрик, 1980)


Условность. И вновь, несмотря на то, что симметрия свойственна природе, на экране она, как правило, воспринимается как нечто не совсем естественное. Поэтому симметрия редко встречается в фильмах режиссеров, претендующих на реализм и, наоборот — служит важным инструментом у тех авторов, которые создают в кадре некий подчеркнуто условный, искусственный художественный мир.

Приемы: Симметрия Симметрия, Длиннопост, Видео, Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Дитя Макона» (Питер Гринуэй, 1993)


Примеры симметрии у знаменитых режиссеров


Хотя в том или ином виде принцип симметрии можно встретить почти в любом фильме, некоторые режиссеры сделали симметрию отличительной чертой своего авторского почерка.


Стэнли Кубрик и перспектива в одну точку

Стэнли Кубрик регулярно использовал кадр с перспективой в одну точку (one-point perspective) — композицию, при которой все плоскости при удалении от камеры сходятся в одной точке. Этот тип кадра разом совмещает несколько эффектов: фокусирует внимание зрителя, помещает зрителя внутрь действия, но вместе с тем создает ощущение беспокойства, ключевого чувства для всех картин Кубрика.


Уэс Андерсон и осевая симметрия

Симметрия в фильмах Уэса Андерсона в отличие от Кубрика, наоборот, приятная глазу и умиротворяющая. Режиссер часто использует осевую симметрию, позволяющую ему создавать условный, словно бы игрушечный мирок сказки.


Питер Гринуэй и фронтальная композиция

Симметричный экранный мир Питера Гринуэя тоже подчеркнуто условен, но не столь приятен. Для Гринуэя симметрия в сочетании с фронтальной композицией — это способ создания эффекта строгости, монументальности и холодной отстраненности. С ее помощью с экрана изгоняются чувства и утверждается необходимость воспринимать кино, прежде всего, на рациональном уровне.


Николас Виндинг Рефн и философия

Еще один любитель симметрии и мастер экранной условности. В картинах Николаса Виндинга Рефна симметрия также помогает создавать ощущение искусственности. Но, как считают критики, главная причина обращения режиссера к симметрии — скорее философская. Так им на визуальном уровне подчеркивается излюбленная тема — вечный и фундаментальный конфликт доброго и злого начал.


Сериал «Шерлок»

Напоследок, небольшой ролик с примерами того, как симметрия используется создателями сериала «Шерлок».

Всё о кино

19.8K поста58.2K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

22
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
7
Автор поста оценил этот комментарий
Симметрия, говорите
Предпросмотр
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я раньше думал - зачем в фотокамерах режим специальный, с выводом сетки на дисплей.

раскрыть ветку
43
Автор поста оценил этот комментарий
Очень хорошо вспоминается симметрия в фильме «Отель Гранд Будапешт».
Не знаю как многим, но фильм мне понравился.
Удивительно другое: режиссёр этого фильма снимал и другие картины, но известной (сильно известной) стал только этот один фильм (Гранд Будапешт), а остальных картин я и не видел.
раскрыть ветку